Мастерская группа JNM Возвращение Короля

Уэльс

Ниже речь пойдет в первую очередь не об исторических кельтах, а о том их образе, который предстает в мифах и легендах, что более уместно для нашей игры. Тем не менее, до определенной степени исторические реалии также сохранены.


Менталитет

Воззрения на мир язычников-кельтов радикально отличаются от христианских. В этом обществе не существует понятия о первородном грехе и изначальной порочности человека. Как следствие, здесь нет понятия о смирении, непротивлении злу, грехе гордыни. Во главу угла ставится идея о том, что человек в жизни всего добивается сам, своими талантами и умениями. Наказание за дурные поступки и награда за благородные происходит здесь же, на земле, и осуществляется людьми. У кельтов высоко ценятся определенные качества и навыки, обладая которыми, человек даже из самой бедной и незнатной семьи может вознестись к вершинам общества и занять в нем привилегированное положение. Такое положение может приобретаться и по праву родства, но очень часто оно достигается через уважение и почтение людей, признания ими заслуг человека.

Доблесть и отвага

Кельты высоко ценят воинские умения. Искусный воин – это человек, достойный уважения и восхищения. Однако, одного только навыка владения оружием еще недостаточно; доблесть в бою, на войне – нечто само собой разумеющееся для любого воина, но и в мирной жизни они зачастую ищут опасных приключений, отправляются совершать подвиги, которые прославят их и сделают героями в глазах друзей и сородичей.

Ум и хитроумие

Невзирая на сказанное выше, не любой спор кельты решают силой оружия. Острота ума ценится не меньше, чем острота клинка и воинские навыки. Человек, одолевший противника своим умом, а не железом, не менее достоин уважения. У кельтов существует обычай "поединка на загадках", когда соперники задают друг другу разные каверзные задачи, и проигрывает тот, кто первым не сумел отыскать правильный ответ. Победа в таком поединке не менее почетна, чем победа в схватке с оружием. Хитроумие, находчивость – тоже являются достойным уважения качествами. Перехитрить врага, победить его при помощи какой-нибудь уловки – отнюдь не считается способом борьбы, недостойным воина.

Мудрость

Мудрые люди окружены почетом и уважением. Слава мудреца не менее значима, чем слава искусного воина. Поэтому для кельтского общества характерно почтительное отношение молодежи к людям старшего поколения. Юноша не отмахнется от старика, а внимательно выслушает его, или даже сам придет за советом в сложной ситуации. Вообще говоря, перед каким-либо сложным или опасным мероприятием правильнее сперва обратиться за помощью к мудрецу и попросить его совета.

Щедрость

Скупость у кельтов считается качеством, достойным осмеяния. Не надо, впрочем, путать щедрость с транжирством: она не обозначает, что нужно раздать все свое имущество до последней рубахи. Равно, не надо путать щедрость с христианским идеалом бедности и стремиться оделить всех окружающих в ущерб себе. Однако, с другой стороны, прятать богатства в сундуках, скапливая много больше, чем ты способен потратить или торговаться из-за каждой мелочи – не принято. Кельтские праздники всегда пышные, пиры – роскошные; хозяева, потчуя гостей, выставляют самое лучшее. Кельты – равно и мужчины, и женщины – любят красивую одежду, украшения и не скупятся на них. У кельтов также существует обычай "дарения", о котором будет подробнее сказано ниже.

Гордость

Кельтам отнюдь не свойственно присущее христианам смирение. Достойные поступки – повод для гордости и не только уважения окружающих, но и самоуважения. Вообще говоря, самоуважение и чувство собственного достоинства очень важно для кельтов, и они постараются сохранить его в любой ситуации. Ложная скромность кельтам тоже чужда. Они с готовностью и удовольствием рассказывают о своих подвигах, не упуская случая и приукрасить действительность. У кельтов даже существует обычай "состязания в хвастовстве", о котором также будет подробнее сказано немного ниже.

Верность слову

Очень важная составляющая менталитета кельтов – идея о том, что данное слово нарушать не должно и недостойно. Как бы ни было трудно выполнить обещание – человек сделает это, если обещание было дано. Причем, для этого совершенно необязательно приносить сложные формулы клятв; простых слов: "я сделаю то-то и то-то" – вполне достаточно. Нарушить обещание – большой позор, в особенности, если оно было дано при свидетелях. Поэтому люди стараются внимательно за своим языком и не говорить лишнего без необходимости. В особенности это касается власть имущих (и в первую очередь короля), чьи неосторожно данные обещания могут привести к самым печальным последствиям.


Общественное устройство

Понятие общественного статуса у кельтов довольно размыто, и нет и в помине никакой кастовой системы. Любой человек может достичь в жизни самого высокого положения. Происхождение человека и социальный статус его родителей никак не ограничивают его возможностей. Все зависит от того, в какой степени он обладает перечисленными выше качествами и умениями.

По сей день королевская власть у кельтов не передается по наследству от отца к сыну; король избирается из числа наиболее уважаемых членов общества. Разумеется, хороший правитель должен обладать как можно большим числом вышеперечисленных качеств. Король, которого презирает его народ, в обществе кельтов немыслим. При короле находятся советники – как правило, самые прославленные воины и уважаемые, мудрые люди. В большинстве случаев король сам принимает окончательное решение по тому или иному вопросу, однако роль советников не номинальная, и король отнюдь не считает для себя зазорным обращаться к ним за помощью при решении серьезных вопросов. Очень часто в числе советников короля присутствует друид.

Помимо решения политических вопросов король вершит суд. Он разбирает дела людей, обвиненных в преступлениях, и разбирает тяжбы. Разумеется, если тяжб слишком много, более простые дела он может перепоручить своим советникам, как правило, назначая одного из них ответственным – судьей по данному делу.

Король также является военным вождем. Во время боевых действий он становится предводителем войска и сражается в первых рядах. Для короля (который избирается не в последнюю очередь и за воинские умения и является искусным бойцом), недостойно прятаться за спинами своих людей. С другой стороны, потерять своего короля в сражении, позволить ему погибнуть в бою – большой позор для воинов, и они, разумеется, всеми силами постараются не допустить такого исхода.

У кельтов нет понятия регулярного войска. При необходимости за оружие берутся все, причем "необходимостью" необязательно является защита родного очага от врагов, уже подступающих к порогу. Необходимостью может оказаться, например, военный поход, который король счел целесообразным. Разумеется, люди делятся на "профессиональных" воинов – каковые в основном сосредоточены при королевством дворе – и представителей мирных профессий. Однако, никому не возбраняется иметь оружие, обучаться обращению с ним и участвовать в боевых действиях. При наличии должного старания и навыка даже простой земледелец может стать искусным воином, отличиться в бою или совершить подвиги, которые принесут ему славу героя.

У кельтов воином может стать не только мужчина, но и женщина. Разумеется, в этом обществе тоже есть разделение на "мужские" и "женские" занятия. Мужчины чаще воюют и занимаются политикой, женщины – ведут хозяйство и воспитывают детей. Однако, у кельтов не существует многих запретов и ограничений, налагаемых на женщин в других обществах. Женщина, если она имеет к тому желание и склонность, может обучаться обращению с оружием, воевать или отправиться на поиски приключений. Она наравне с мужчинами участвует в пирах, праздниках, спортивных состязаниях. Известны случаи, когда женщина становилась предводительницей войска в бою. Если в других обществах женщина с рождения до смерти имеет покровителя мужчину – сперва отца, брата или иного родственника, а затем мужа – то у кельтов она вполне может вести самостоятельный образ жизни. Законы общества никак не ограничивают разводы; они могут происходить в любое время, по обоюдному согласию. После этого женщина может снова выйти замуж. Добрачные сексуальные отношения не порицаются: женщина вольна в своем выборе, и не подвергается осуждению общества.

Впрочем, для женщин все же существуют и некоторые ограничения. Так, король выбирается только из числа мужчин. Женщина может стать правительницей в силу тех или иных обстоятельств, но такие случаи не часты. Также женщины не могут быть друидами – это всегда только мужчины. Однако, женщинам не возбраняется обучаться у друидов.


Обычаи и традиции

Сватовство

Заключение брака начинается со сватовства. Само по себе сватовство – ритуал, который может состоять из нескольких частей. В кельтской традиции не очень распространены браки "по расчету", хотя, разумеется, бывают и такие – когда родители жениха и невесты договариваются между собой, порой даже не уведомляя потенциальных молодоженов. Однако чаще (и особенно в "героической" традиции, о которой здесь пойдет речь), сватовство начинается после того, как юноша и девушка полюбили друг друга и желают пожениться. Тем не менее, сватовство начинается с обращения жениха к родителям невесты. Юноша приходит лично, не обращаясь к посредству сватов. Он может прийти один или с друзьями, но говорить за себя должен сам. Очень уместно принести родителям какие-нибудь дары и начать свою речь с восхваления родителей. Затем следуют восхваления в адрес невесты и, наконец, юноша обращается к родителям с просьбой отдать за него их дочь и перечисляет свои собственные достоинства. Как уже было сказано, ложная скромность кельтам чужда, рассказать о своих подвигах и достижениях (зачастую, сильно их приукрасив) не только не зазорно, но и необходимо.

В ответ родители невесты предлагают жениху пройти некие испытания, чтобы доказать свою доблесть, силу, ум, мудрость, ловкость и иные достоинства. Если брак – дело, решенное заранее, и/или родители невесты не имеют ничего против кандидатуры жениха, эти испытания носят, скорее, формальный характер и являются довольно простыми – задания, с которыми жених заведомо справится. Однако, бывают ситуации, когда родители действительно желают проверить жениха или найти повод для отказа. В таком случае, испытания могут оказаться серьезными, опасными, а выполнение заданий – потребовать много времени и сил. Так, например, родители могут потребовать от жениха в качестве "выкупа" за невесту принести пять голов вражеских воинов, или добыть драгоценность, хранящуюся в труднодоступной сокровищнице, или побывать в заколдованном, опасном месте, откуда обычно не возвращаются, – и затем предоставить тому доказательства. Такое задание обычно формулируется как "если ты сделаешь то-то и то-то, я отдам за тебя свою дочь".

Если молодой человек тверд в своем намерении добиться любимой, он, разумеется, отправляется выполнять задания. Он не обязан делать это в одиночку; зачастую жених зовет на помощь друзей, которые помогают ему в опасном мероприятии. Бывает, что и сама невеста, сбежав из дома, присоединяется к ним в походе. Когда (и если) жених возвращается с победой, родителям ничего не остается, как выполнить обещание – и отдать дочь замуж.

Бывает и так, что девушка и сама желает испытать своего жениха. Все те же самые задания могут давать не родители невесты, а она сама. Разумеется, в тех случаях, когда девушка уже сделала выбор в пользу данного молодого человека, испытания – опять же – скорее всего, будут формальными, такими, которые заведомо не приведут к гибели жениха. Однако, она может дать ему и действительно опасные задания.

Распространена также и традиция поединка. "Победи меня, – говорит невеста, – и тогда я стану твоей женой". Поединок может происходить на оружии, если девушка является воительницей, но может быть и состязанием иного рода – например, в беге ("стану твоей женой, если ты меня догонишь"), прятках ("стану твоей женой, если ты меня найдешь"), хитроумии ("стану твоей женой, если разгадаешь мои загадки") и так далее.

Если жених не способен выполнить заданий, понимает, что они ему не по силам, он может невесту попросту похитить: увести ее из дома силой или предложить бежать с ним – смотря по тому, насколько к нему расположена сама девушка. Однако, это уже является нешуточным оскорблением родителей, и родственники невесты, скорее всего, предпримут усилия для того, чтобы поймать беглецов и примерно наказать похитителя.

Свадьба

Свадьба начинается с прихода жениха в дом невесты. На его пути выставляются различные преграды – это тоже своеобразные испытания, которые, впрочем, уже заведомо будут пройдены. Так, например, недалеко от дома жениха в засаде поджидают мужчины – родственники невесты, которые атакуют его, но, разумеется, это шуточный поединок, где жених одерживает верх. Дорогу может преграждать родич невесты, который, опять-таки, загадывает юноше загадки и не пропускает его, пока жених не отгадает их все. Дверь в дом невесты может быть "завязана" – жених не сможет ее открыть, пока не распутает узлы веревки, которая привязывает дверь к косяку. И так далее – насколько хватит фантазии.

Наконец, жених входит в дом. Здесь его встречают родственники и друзья невесты, которые осыпают его потоками брани, и потрясают оружием, "не пуская" к невесте. Юноша должен достойно ответить на все обвинения, брошенные в его адрес, после чего родственники один за другим отступают, освобождая дорогу. Невеста ожидает жениха в дальней комнате, они, наконец-то воссоединяются, и начинаются уже собственно свадебные торжества.

Кельтская свадьба – пышная и многолюдная. Она сопровождается роскошным пиром, на нее приглашаются все – даже самые дальние – родственники, и друзья жениха и невесты и вообще все, кто имеет к ним хоть какое-то отношение. Очень почетно для брачующихся, если свадьбу посетит король или иной уважаемый человек. Во время свадьбы считается очень зазорным проявить скупость, поэтому на пир выставляется все самое лучшее, что только есть в доме. Свадьба сопровождается музыкой и танцами, различными подвижными играми, существует и обряд "похищения невесты" – но с тем отличием, что невесту "похищает" сам жених. Он может делать это один или при помощи своих друзей. Родственники невесты гонятся за ними, а дело молодых и их помощников – убежать и скрыться. Или же, если убежать не удалось, жених (один или при помощи друзей) должен невесту отстоять в бою. Тоже, разумеется, шуточном. Если невеста владеет оружием и сама умеет сражаться, то она может принять участие в этой схватке, помогая своему жениху. После окончания шуточного боя все возвращаются домой, и пир продолжается.

Часто (хотя это не строго обязательно) элементом свадебной церемонии является поход к священному месту и вознесения молитвы богам, во время которой их просят обратить благосклонный взор на молодых, даровать им богатство, счастье, детей, долгую жизнь и т. п. Ритуал может включать жертвоприношение богам.

Похороны

Смерть в представлении кельтов не является безусловным окончанием существования человека. Умерший попадает в так называемый Иной Мир, где обитают разнообразные волшебные существа, в прекрасный солнечный край вечного блаженства, где земля усыпана цветами и растут деревья с ветвями из бледного серебра. Там длится вечный пир, звучит чудесная музыка, люди развлекаются различными состязаниями, танцами, играми. Иногда там происходят войны и битвы, но это случается, когда туда переносятся человеческие привычки. Впрочем, убитые и раненые не обижаются, а продолжают пировать со своими недавними противниками.

В отличие от скандинавской Валгаллы в Иной Мир попадают не только герои, совершившие при жизни подвиги, а все без исключения. И в отличие от христианского рая, Иной Мир доступен для человека независимо от того, каков он был при жизни, и какие совершал поступки – хорошие или дурные.

Поэтому смерть человека не является для кельтов поводом его оплакивать. Умерший сжигается на погребальном костре; вместе с ним в костер часто принадлежащие ему вещи – одежду, оружие и т. п., которые могут пригодиться ему в Ином Мире. После этого устраивается погребальный пир. Считается, что умерший уходит в Иной Мир не сразу и, как правило, он присутствует на своем пиру. Для него выделяется место за столом, ставится чаша с вином и блюдо с едой. Участники пира говорят об умершем так, как если будто бы он зримо присутствовал среди них. И говорить стараются только хорошее. Ведь если умерший разгневается или обидится, он может затаить злобу и вернуться в мир облике духа в ночь Самайна (когда открываются двери между миром людей и Иным Миром) – чтобы примерно наказать обидчика.

Если похороны массовые – например, хоронят не одного человека, а сразу нескольких, скажем, воинов, погибших в бою, то не обязательно устраивать отдельный пир для каждого из умерших, он может быть один на всех. Но тогда, разумеется, свободных мест, чаш с вином и блюд с яствами должно выставить по числу провожаемых.

Жертвоприношение короля

Как уже было сказано выше, король кельтов избирался из числа наиболее уважаемых людей. В древние времена король избирался только на год, по истечении которого его приносили в жертву богам – таким образом, отдавая им самого достойного из своих людей. Ныне этот обычай сохранился, однако "жертвоприношение" стало церемониальным: короля не убивают на алтаре, а лишь имитируют это. Вообще, в настоящее время, человеческие жертвоприношения у кельтов уже не практикуются.

На игре ритуал жертвоприношения короля можно приурочить к празднованию Бельтайна.

Хвастовство

Хвастун у кельтов не подлежит осмеянию и осуждению. Напротив – человек, который может не только совершать подвиги, но поведать о них красивую историю о (пусть даже и изрядно преувеличив свои заслуги), скорее, достоин уважения.

У кельтов даже существует такой обычай как "состязание в хвастовстве". Это своеобразная игра, во время которой участники по очереди рассказывают о своих героических деяниях (настоящих или вымышленных), снабжая их самыми невероятными подробностями, пусть даже и абсолютно неправдоподобными. Истина в данном случае не имеет значения, скорее – это состязание в том, "кто красивее соврет". В процессе слушатели могут задавать разные каверзные вопросы, на которые рассказчик должен достойно ответить. После того, как все участники состязания выговорятся, слушатели выбирают победителя.

Поношение

Подобно состязанию в хвастовстве, существует также и "состязание в поношении". В данном случае оно происходит между двумя участниками, и зачастую может стать даже заменой поединка на оружии. Противники осыпают друг друга самыми замысловатыми ругательствами и обвинениями, и каждый должен не только выдумать проклятие позаковыристее, но и достойно ответить на поношение противника. Такой поединок может длиться очень долго; тот, кто не сумел придумать в свою очередь достойное проклятие или ответить на обвинение – проигрывает.

Дарение

Подарки преподносятся почти по любому поводу. Не говоря о самоочевидных вещах, вроде, например свадеб, актами дарения подарков могут сопровождаться, например, заключение политических союзов или торговых сделок; гости, приходя в дом, приносят подарки хозяевам. Дарение обязательно влечет за собой "отдаривание". Тот, кому преподнесли подарок, должен сделать подарок в ответ. Подарок необязательно должен быть очень дорогим; в данном случае имеет значение не цена, а сам акт дарения. Однако, бывает так, что был сделан по-настоящему драгоценный дар – такой, что одаренный не способен сразу "отдариться" чем-то более или менее равнозначным. В этом случае он прилагает усилия к тому, чтобы не ударить в грязь лицом и как можно скорее сделать ответный дар.

Случаются ситуации, когда подарок не материален: это может быть какая-то услуга, помощь. Здесь ответный дар далеко не всегда возможно сделать сразу, но одаренный будет чувствовать, что он "должен", хотя дарящий, разумеется, не станет требовать с него "отдаривания".

Вообще, отдаривание – дело, разумеется, добровольное; никто не будет требовать с человека ответного подарка; это не сделка и не торговля – никакие законы не объявят его должником. Это, скорее, общественное понятие, традиция – которая, тем не менее, неукоснительно соблюдается.

Тут надо заметить, что не любая вещь, переданная безвозмездно, является таким даром. Человек может, например, что-то отдать своему другу просто так – тоже, по сути дела, подарить, но друг не сочтет себя обязанным отдариваться. Акт дарения – это ритуал, когда подарок передается с большим пафосом, часто при свидетелях и сопровождается словесной формулой: "преподношу тебе дар", или "хочу одарить тебя", или "прими мой подарок" и т. п.

Бывают даже ситуации, когда такое дарение производится со злым умыслом. Например, один человек преподносит другому нечто ценное – такое, что он может себе позволить, но при том знает, что одариваемый не сумеет отдариться и расшибется в попытках это сделать. А поскольку не принять преподносимый дар, отказаться от него – это смертельная обида для дарящего, то такой поступок – действительно большая каверза, и человек может попасть в очень сложную ситуацию.

Игры Будущего Мастерская группа JNM